?

Log in

No account? Create an account
Haim Bilga

Авторский театр

Недавно меня попросили дать определение, что же есть на самом деле пресловутый авторский театр. Может ли применяться этот эпитет к любому из современных театров? Ведь в каждом из них есть автор постановки, автор пластической партитуры, автор музыкального решения в конце-концов. Или этого заслуживают только такие экстравагантные и эпатажные театры, как Зигмунда Могулеско, Пины Бауш, Ежи Гратовского, Джудит Малины, Романа Виктюка?..

В какой-то мере — да. Присутствие автора в формировании режиссёрского рисунка ещё ни есть гарантия, что этот автор захочет (сможет ли?) подняться над социально-бытовым рисунком пьесы, чтобы погрузиться во внутренний мир персонажей. Здесь уже каждый автор индивидуально проецирует своё присутствие в осваиваемом им драматическом произведении. И всё зависит от его умения работы с подтекстом и надтекстом, ухода от внешнего восприятия материала, выбранного для работы, к его дискретности внутреннего конфликта.

Авторский театр — это театр, которому присуща некая отстранённость от обстоятельств пьесы для развития более глубокого формирования личностного взгляда на героя (героев). Драматургический материал в совокупности с собственным жизненным и творческим опытом используется режиссёром и актёрами как инструмент в создании ситуационной импровизации, порой несущей иронию над театральными штампами и далеко не вписывающейся в каноны академического театра.

В применении к Авторскому театру можно услышать также эпитеты «экспериментальный», «нетрадиционный», «авангардный». Синтезируя самые различные элементы Авторский театр не замыкается на каком-либо из них, так как не один не может являться его конечной целью. Авторский театр, уходя от декларирования прописных истин психологического театра, провозглашает новейшую эстетику современной драматургии отдавая приоритет субстанциональному рисунку и внутренней событийности действа.

Comments